дем дополнений на вакантные занятия и вообще идей по наполнению программы. Что еще стоит включить в общий курс, на Ваш взгляд?
Общая программа на 2 семестра
Сообщений 1 страница 3 из 3
Поделиться22010-05-16 16:02:42
Занятие 8 ноября (по плану) "Уровни социологического знания":
Уровни соц.знания.doc
Поделиться32010-06-21 14:45:27
Спор двух студентов о социологии.
1. Роль социологии в обществе и в системе наук.
1.1. Нужно ли обществу знать о социологии? В какой степени?
2.1. Какие проблемы решает социология? Какие функции выполняет.
2. Социология и идеология.
2.1. Социология и власть.
3. Социолог.
3.1. Ответственность социолога. Роль личности, если эта личность - социолог.
3.2. Профессиональный отпечаток
Социология и другие науки.
С кем делит социология объект исследования? Предмет науки. Философия, экономика, политология, социальная психология(+ психология), антропология, история, культурология.
Социология и естественные науки. Социология и математика. Взаимосвязь. Социология и техника.
Функции социологии, задачи. Социологический
Социология на Западе.
Причины возникновения – политическая и промышленная революция. Эталон научности (развитие естественных и точных наук). Институализация. Конт. Классики. Первые шаги социологии – на добровольных началах. Оппозиция традиционных наук. Кафедра социологии Сорбонны (долгое время непристижность специальности в Европе). Социология в США (положение в обществе, отношение правительства, Чкагский университет). Международный институт социологии. Печатные издания. Формирование школ и социологических обществ. Исследования. Социология как учебная дисциплина.
Социология в России.
Социальные темы в русской философии до революции. Роль революции в становлении социологии. 1 этап(1918-1938): социологический институт, популяризация знания (в школах и университетах),исследования жизни советских людей, замена социологии на общественную теорию Маркса, дискуссии о задачах социологии, социология-лженаука. 2 этап (к50х- 1988): условия(изучение общественных процессов, оттепель), легализация «социологии», создание ССА, социология как интеллектуальное движение, социология- прикладная наука. 3 этап (с сер.80х): демократизация, необходимость социологии, формирование системы социологического образования, соц.ф-т МГУ.
Уровни социологического знания.
1) Представление структуры социологического знания в виде пирамиды из 5 уровней:
Научная картина мира, общая теория, частные теории, эмпирические исследования, прикладные исследования.
2) Понятие социологической парадигмы (в рамках общей теории)
3) Понятие метасоциологии как науки о науке (где объектом изучения выступает непосредственно социология, т.е. само социологическое знание (по Г.В.Осипову)
4) фундаментальная и прикладная социология (по цели исследования). Понятие «теории среднего ранга» (среднего уровня) Роберта Мертона.
5) Макро и микросоциология («масштабный подход», где макросоциология изучает крупномасштабные социальные явления (этносы, государства, соц.институты, группы и др.), а микросоциология - сферы непосредственного социального взаимодействия (межличностные отношения, процессы общения в группах, сферу повседневной реальности)
Стереотипы о социологах.
Стереотипы (П. Бергер: работа с людьми, теория социальной работы, социальный реформатор)
Современные взгляды на социолога (статист, методолог, наблюдатель, манипулятор)
Формирование стереотипов через СМИ (журналист=социолог, мошеник=социолог)
Как добиться того, чтобы подаваемы знания, были достаточны для объективной оценки? И чтобы это не мешало людям участвовать в исследованиях.
Идеальный социолог.
Идеальный тип социолога(П. Бергер: научное осмысление общества, объективность, интерес к человеческми поступкам). социологическое мышление и воображение(З.Бауман: преодоление ограниченности здравого смысла, свобода ипреодоление стереотипов), Р. Миллс.
Социологическое кино.
Просмотр. Разбор кино с точки зрения социологии. Какие проблемы поднимаются в кино, их обсуждение. Социологи в кино – как их изображают и почему.
Вебер «Наука как призвание и профессия»: основные положения работы.
Обсуждение:
Что такое «наука» в понимании школьников?
Суть вдохновения в науке. О современных проблемах науки и не пристижности работы ученых.
Лекция А.И.Кравченко.
Профориентация.
Методики целеполагания и достижения цели на примере выбора профессии.
Стратегическое целеполагание А.М. Долгорукава, рисунки.
Итоговое мероприятие
это все занятия.ваши комментарии и дополнения.